Приветствие

Дорогой посетитель,

мы рады приветствовать вас на блоге Представительства Немецкой Ассоциации Народных Университетов в Узбекистане. На нашем блоге мы будем публиковать наш Инофрмационный Бюллетень с новостями из сферы Образования Взрослых, а также делиться с вами другой интересной и полезной информацией из этой сферы...

24 нояб. 2009 г.

Летняя Академия 2009: уроки устной истории и человеческого взаимопонимания

С 23 июля по 2 августа этого года на киргизском озере Иссык-Куль состоялась IV-ая Летняя Академия Образования Взрослых, организованная Киргизской Ассоциацией Образования Взрослых при поддержке dvv international (Бонн). Она собрала представителей 11 стран и неожиданно для них самих стала чем-то большим, чем тренинг по методике «устная история». Поэтому материал, посвященный этим дням, хочется поделить на 2 части: о том, что участники узнали по теме «Устная История» и о том, что они узнали друг о друге.

Часть первая: «Oral history»

Начнем с того, что в процессе обучения, удалось познако-миться с тремя очень разными тренерами, которых объединяло одно – талант. И еще умение получать удовольствие от своей работы.




Тренер первый Ольга Агапова (Россия). Она сразу ввела участников в мир своего опыта, давая его перенять и прочувствовать на себе. Кто бы мог подумать, что за темой «Биографические подходы в обучении взрослых» будет стоять возможность рассказать о чем-то важном для себя и переосмыслить это событие, услышав его из уст члена твоей группы! Как много барьеров мы ставим себе, годами держа в памяти воспоминания, которые кажутся слишком личными, чтобы ими делится. За Ольгой Агаповой стоит огромный опыт общения с пожилыми людьми, которые насколько много помнят о былом, настолько и неохотно этим делятся. Метод «устной истории» не только дает возможность войти в эту сокровищницу памяти, но и зачастую облегчить груз, скопившегося в душе самого человека. Занятия с Ольгой Агаповой позволили сделать еще одно огромное и, как все гениальное, в общем-то, лежащее на поверхности открытие: «Каждый человек заслуживает внимания». Отсюда плавно возникает тема биографического подхода, как одного из методов «устной истории». По опыту российского тренера, он «работает» в самых разных возрастных группах. Ведь и 20-летним есть что рассказать, присущее только им. Тем и ценна методика «oral history», что каждое поколение через нее говорит о своем восприятии современности и того, во что она превращается мгновеньем позже, т.е. истории.

Живой интерес участников Академии вызвала тема «Знаки времени». Возникла удивительная атмосфера доверительности, как только одна за другой в руках «академиков» стали появляться вещицы, которые вызывают ассоциации с чем-то важным и значимым. Говоря о личном через такой «знак времени» человек преображался на глазах – материальный знак его воспоминаний словно поддерживал и направлял его. Благодаря тонкому тренерскому чутью Ольги Агаповой и ее подаче материала создавалось ощущение, что вхождение в каждую ее тему происходило само по себе, не требуя от участников ни малейшего напряжения. В этом же стиле общения прошло и знакомство с методом раскрепощения сознания участников через работу с географической картой. За полчаса висящая на стене карта оказалась испещренной цветными флажками, рассказывающими о пути каждой семьи, о тех городах и странах, с которыми многие связаны историей своих родных. Это разнообразие биографий, да еще и многочисленные их пересечения, которые в некотором роде сблизили многих участников и, похоже, поразили их самих. При этом каждый еще и поднимал значительный пласт истории, которая тоже стала гораздо ближе. И в тоже время почти каждый задумался о том, что еще многого он не знает о собственном генеалогическом древе и как это важно и потрясающе интересно! Судя по эмоциям, метод понравился, и будет использоваться на практике.

Разнообразные приемы «oral history» имеют одну общую значимую составляющую – всё услышанное должно быть зафиксировано. «Воспоминания становятся объектом изучения только воплощенные в слове» - этот постулат, выведенный как основополагающий первым тренером, прекрасно развила ее преемница.




Тренер второй – Лейла Нейзи (Турция). Академизм – это основное качество, которое отличало ее от других специалистов. Большой практический опыт в направлении «oral history» дал возможность Лейле Нейзи не просто придти к пониманию процесса подготовки, записи, расшифровки интервью, но и теоретизировать эти процессы, разложить их на существенные составные части, прохождение которых позволяет уловить тончайшие нюансы воспоминаний собеседника. А увлеченность турецкого тренера в подаче материала так бережно собранного по крупицам на основе личного опыта заставляла слушателей абсолютно забыть о так называемом «языковом» барьере, который к тому же с легкостью преодолевался при помощи профессионала своего дела, переводчицы Виктории Еолян.




Благодаря академическому подходу Лейлы Нейзи стали понятны параллели и различия таких понятий как «устная история» и «устная традиция». Новым для многих стало такое явление, как «вторичная устность», возникшее из-за вторжения в жизнь телевидения. Была выделена главная особенность «oral history» - ее объект, который, как правило, является недавней историей. Особый упор сделала Лейла Нейзи на технологии архивирования интервью. Как подсказывает ее опыт исследователя, важно не просто расшифровать записанные воспоминания, но и отметить в расшифровке те нюансы, которые присущи только этому рассказчику. О многом говорят интонации голоса, паузы, заминки и еще многое другое, которое дает дополнительные краски к рисунку воспоминаний.

Ценность наблюдений Лейлы Нейзи и ее опыта и в еще одном бесспорном выводе, сделанном за годы ее исследований: не официальная, не устная истории не абсолютны, в их использовании необходим сравнительный подход. И этими выводами, как и многим другим из личного опыта Лейла Нейзи щедро делилась со слушателями, которые после обрушившихся на них объемов знаний почувствовали себя истинными «академиками», по крайней мере, вплотную приблизились к этому ощущению. И тут подошло самое время поговорить о конкретных проектах на основе использования «oral history», как уже осуществленных, так и находящихся в стадии планирования. Эту миссию взял на себя тренер номер три.




Тренер третий – Ваня Иванова, Болгария. Хрупкая, очень подвижная она привезла с собой на Академию огромный жизненный опыт уже осуществившихся многочисленных про-ектов. Многие из них касаются проблематики постконфликтной ситуации Балканских стран. Годы, посвященные этой работе, дают Ване Ивановой основание давать собственную, выстраданную увиденным, рекомендацию: «oral history» может и должна способствовать улучшению понимания между людь-ми, устранять стереотипы, смягчать конфликты. Конкретным примером такого использования «устной истории» стала пере-движная выставка, где 6 балканских стран представили самые различные воспоминания и документы о себе. Использование в процессе проекта методики «oral history» позволило повысить вовлеченность самих участников в этот процесс, обеспечить обмен знаниями, дало возможность обсудить собственные, кажущиеся порой незыблемыми, во время процесса, выводы. А это способно изменить не только выводы, но и сделавших их людей. Говоря словами Вани Ивановой: «Человек меняется сам, переосмысляя свою самоидентичность». И если в начале Академии подобные постулаты вызвали бы многочисленные вопросы участников, то на этапе общения с третьим тренером, это воспринималось как должное, по крайнее мере, понятное. Похоже, что «переосмысление самоидентичности» происходило и у самих участников в процессе Академии. Как удивленно отметила однажды Лейла Нейзи, это была одна из тех немногих групп, которые не бежали к концу занятий под предлогом ужина, а задерживали его из-за того, что завершающих вопросов с каждым ответом только прибавлялось.




Партнерской работой Лейлы Нейзи и Вани Ивановой стала оценка проектов на основе «oral history», разработанных под занавес Летней Академии ее участниками, разбившимися на группы по интересам. Кто-то горел желанием сделать межстрановой проект, да еще и с поэтическим названием «Люди озер», кого-то больше «грело» рассмотрение вопросов, связанных со смешанными браками. Проектом «Породненные сердца» освещалась тема узбекско-болгарских связей. Судьба другого народа - крымских татар, оказавшихся в Средней Азии после депортации, также имеет много интересных аспектов. Одним словом идеи проектов сыпались как из рога изобилия! И это красноречивее многого другого говорило о результативности тех двух недель, которые провели участники Летней Академии под руководством трех интереснейших тренеров. Тем более что организаторами были созданы невероятные условия для работы и отдыха. Участники оценили это настолько, что, казалось, продолжать бесконечное обсуждение готовы были и, загорая на берегу голубого (в ясную погоду) Иссык-Куля, и наслаждаясь гостеприимством киргизских друзей в волшебном ущелье «Ойчетин». Но об этом, а главное – о самих «академиках» - во второй статье о замечательном путешествии в мир под названием «устная история».

Часть вторая: Комментарии участников IV-ой Летней Академии: «Уроки взаимопонимания»
Что может в летнюю жару ежедневно объединять практически 30 взрослых человек в течение двух недель в одном зале? Безусловно, образование, причем именно взрослых. На то и опытные тренеры и интерактивные методики, чтобы люди тянулись к знаниям, а не плещущемуся за окнами озеру. А вот что не давало расставаться тем же людям вне занятий? Это вопрос посложнее. Но, попробуем разобраться. Добавим, что эти взрослые люди представляли 11 стран мира и практически в каждой из них сегодня абсолютно свои проблемы и задачи. Но вот люди-то, как оказалось, подобрались очень похожие – неравнодушные к тому, что происходит у них дома, у соседа, в другом конце мира, который, как известно, все равно в итоге оказывается единым шариком под названием Земля – одним на всех.




Вначале о том, что они похожи, эти люди больше узнали по проектам, каждый из которых – это выношенная сердцем идея. А потом объединиться в тесный круг истинных участников Летней Академии Образования Взрослых им помогло простое человеческое общение – в группах на тренингах, в совместном поедании конфет на кофе-брейках, в обсуждении иссык-кульских красот на берегу, ну и конечно в незабываемой юрте в ущелье «Ойчетин». Ах, да, как бы не забыть – многие, говорят, еще и пообщались при увлекательном процессе ловли рыбы, но поговаривают, что ее было так много, что особенно разговаривать было некогда! И уже в самом конце Академии о том, чем стали академики друг для друга и что получили они в процессе обучения, красноречиво сказали интервью, взятые у части слушателей. Обратимся к ним.




Начнем, пожалуй, с поэтов. Сафо Сафаров – журналист по профессии и певец красоты по призванию. Серьезный и крайне аргументированный в начале Академии молодой представитель таджикской интеллигенции вскоре оказался очень эмоциональным парнем, душой компании. У него обо всем есть собственное мнение, причем, весьма интересное, он доброжелателен и приветлив. А на «Вечере друзей» Сафо еще и сразил всех прекрасными виршами на родном языке.

- На этой Летней Академии я для себя получил много новых знаний о понятии «устная история», ее особенностях, специфике. Много таких нюансов и деталей, которые я думаю, в дальнейшем пригодятся в моей деятельности, потому что и по методологии, и по механизмам, которые необходимы для реализации определенных проектов, наши тренеры смогли нам дать достаточно полезной и нужной информации, - отметил Сафо в своем интервью. - В организационных моментах всё было на высшем уровне. Собрана очень хорошая команда участников. Было очень много объединяющих нас факторов – это и общение в рамках данного тренинга, диалог культур – это всегда сближает. За время Академии очень чувствовалось, что границы не являются барьером между нами.

Продолжим цитировать академическую молодежь и передадим слово Зарине Узаковой – юному педагогу из Ташкента, видящей свой путь не только в воспитании подрастающего поколения, но и в направлении «Oral history» (на фото слева).

- Самое яркое впечатление от Академии – это люди, - сразу призналась Зарина. А еще, конечно, солёное синее озеро и получение информации. Вот я сижу сейчас, обрабатываю, и, честно скажу, голова уже перестает соображать – так много информации. Я уже определилась с темой и планирую сразу начать над ней работу. Одна из них – экзогамные браки. Полученные на Академии знания очень практичны. Думаю, что использование биографических подходов даст возможность понять - что чувствует человек, что он ощущает. И только потом уже делать выводы, как влияет на него та или иная среда, те или иные условия. Я собираюсь применять полученные знания не только в проектной работе, но также и в преподавательской деятельности. У меня уже есть ряд идей, которые я буду реализовывать уже с сентября. Те знания, которые мы здесь получили – надо же их реализовывать, направлять в какое-то русло.


А теперь обратимся к мнению гостеприимных хозяев Академии – киргизстанцам и первой узнаем у коренной жительницы Иссык-Куля Жаныл Андогуловой – чем для нее стала Академия?

- Во-первых, новые знакомства, новые знания. Я для себя уяснила, как дальше работать. Больше узнала теоретическую часть новой истории. Помните, мы вешали «яблоки ожиданий»? Так вот моё - созрело, потому я хотела узнать больше о методике работы тренеров. И для себя я узнала больше. Думаю, в дальнейшем в своей работе применять эти методы. Полученные знания будут мне хорошим руководством. Здесь в процессе Академии у меня родилась идея нового проекта по «Oral history». Он посвящен времени массового переселения киргизов в Китай в 1916 году, они бежали туда из-за набора в царскую армию. Многие остались в этой стране, образовались киргизские села, родились дети. Последние из них приехали сюда в 60-х годах, но до сих пор выделяются среди других. После всего, что я тут узнала, услышала, я думаю о том, что необходимо расспросить это поколение.




Немало идей подарила Академия и Назгуль Джолочиевой. Женственная и деловая одновременно, она все время в делах и обсуждениях. Неудивительно, что одной из самых запоминающихся и знаковых фигур Академии для Назгуль стала тренер из Турции Лейла Нейзи.

- Именно ее выступление стало для меня одним из самых запоминающихся моментов Академии. Чувствуется, что все, о чем говорила Лейла, пропущено ею через свое сердце. Это не просто, это делается подсознательно, от внутреннего порыва, когда человека интересует что-то лично, что-то свое. Когда исследователь хочет что-то доказать, он может это сделать даже лично для себя. Доказать для своих потомков, для своих детей, может даже для своего будущего. Сегодня во всем мире идет рост самосознания. Человек хочет получить ответ на вопрос: «Кто я, откуда?» А это ведет каждого к его истокам. И помочь в этом может помимо прочего и метод устной истории. Мне кажется, это направление во многом близко к журналистике, оно на стыке. А еще мне понравились примеры проектов Вани Ивановой, связанные с обучением этой методике молодежи. Я думаю такое обучение можно проводить и с 13-14 лет, что даст детям возможность задуматься о выборе профессии. Это актуально и у нас в Киргизстане, где сегодня все стремятся стать или экономистами или юристами, а потом остаются с дипломами, но без работы. А я еще очень рада, что стала участником Академии из-за новых знакомств. Один только Дядюшка Сэм чего стоит, вся мудрость в нем. Такой мудрый спокойный, рассудительный. Здесь собрались абсолютно разные люди, каждый со своим миром. И это очень интересно. Я благодарна судьбе, что попала сюда.

Итак, плавно переходим к «Дядюшке Сэму». Так неожиданно в процессе интервью всплыл еще один псевдоним нашего уважаемого Ары Гуляна (на фото справа). Он поражал участни-ков Летней Академии каждым словом. Когда его глаза начинали светиться лукавинкой - можно было считать, что сейчас разговор примет несколько иной поворот. Доброту и мудрость философа - вот что внес наш уважаемый представитель древней Армении в жизнь академиков. И как свойственно мудрецу каждый его ответ был началом для нового вопроса.




- Академия – это хорошо. Новыми знаниями, навыками, жизненным опытом. Но если все это не подтвердится опытом, не станет собственностью людей – она потускнет в памяти. Какие-то практические выходы Академия должна иметь. Навыки и знания закрепятся именно в практической работе. А так, эти знания окажутся невостребованными.

- При Вашем огромном опыте, который все мы почувствовали, все-таки было что открыть для себя в Академии?

- Да. Опыт мне подсказывает, что в каждой организации есть свои постоянные эксперты. И они в независимости от чего-либо будут применять именно те методы исследований, которые они предпочитают. В этом отношении, когда вы работаете с разными международными организациями, накапливается опыт работы по разным методикам исследования. Это, конечно, хорошо. Но, если вы работаете в пределах одной международной организации, у людей, которые связаны с Академией, может появиться такое мнение или впечатление, что вот тот метод, которым они работают – это единственный, или самый главный, или самый хороший. Я думаю это с одной стороны недостаток, с другой стороны – конечно лучше полностью овладеть одним методом, чем чуть-чуть от каждого метода иметь опыт какой-то.

Как вы понимаете, это только середина интервью главного философа Летней Академии 2009, а полностью оно может лечь в основу не одного проекта. Однако у нас на очереди другие академики, и мы плавно переходим к высказываниям главного дипломата Летней Академии Бабека Мамедова. Итак, какие впечатления увозит он с собой в родной Азербайджан?

- Я получил импульс от прекрасной природы Киргизии с ее разнообразием и от того опыта, который представлен участниками из Средней Азии и других стран. Очень богатый опыт, который можно использовать, можно передавать и на основе этого опыта можно создать новую систему взаимоотношений между странами, которые имеют общие политические и культурные корни. И думаю, что весь этот процесс, в конце концов, послужит хорошему делу – процессу обучения взрослых и, конечно же, впечатления от действительно прекрасного Киргизстана, останутся у каждого из нас, как яркое дополнение к этой работе.

Для еще одной участницы – директора Музея жертв политических репрессий Апризы Хусаиновой из Казахстана Летняя Академия стала еще и местом знакомства с коллегами по профессиональной деятельности. Эта сильная, немногословная и очень приятная в общении женщина всегда вносила в дискуссии академиков нотку спокойствия и уравновешенности (см. на фото в центре).




- Я очень рада, что попала на международную Летнюю Академию Образования Взрослых и, в общем-то, очень благодарна, во-первых, за приглашение. Для меня это было интересно – что это такое, что за образование взрослых, и в целом мои ожидания оправдались. Я для себя многое получила, пополнила свои знания по устной истории, истории и самосознанию. Это очень нужно для моей работы, так как я работаю директором Музея жертв политических репрессий «АЛЖИР», Астана. Такого рода учебу у нас тоже проводят, но здесь она была очень подробной и с сильными преподавателями. Мне очень понравилась Ольга Агапова из Санкт-Петербурга, то, как она до нас доводила эту тему: «История и самосознание». Конечно, история, память – кто это будет делать, если не мы? И я думаю, что основная мысль IV-ой Летней Академии – как раз про то, что история уходит, память стирается, но она очень нужна – вот эта память, история для будущих поколений. Мы в музее также и устную историю собираем и воспоминания в виде диктофонных записей, архивных материалов и создаем как бы историю прошедших дней. Когда человек узнает свою историю, о событиях в своей стране, как в Узбекистане рассказывали о землетрясении в 66 году, трагические события в Карабахе и другие и когда об этом узнаешь, когда доводишь до молодого поколения, я думаю, что ценность жизни она повышается. И есть что с чем сравнить. Очень понравилось, конечно, и занятие с Ваней Ивановой, очень конкретно. Более подробно об устной истории говорила Лейла Нейзи из Турции. И главное в таких семинарах, в таких встречах – это то, что знакомишься со своими коллегами, находишь новых друзей, новые знакомства. Я лично для себя открыла, что в Узбекистане есть Музей жертв политических репрессий. Очень подробно рассказал Георгий Мамардашвили из Грузии о Музее советской оккупации в Тбилиси. Я посмотрела фильмы, архивные материалы и очень многое для себя взяла. Вот с такими впечатлениями я уезжаю с Академии. Конечно, все это с отдыхом удалось сочетать, получить приятный такой загар на озере Иссык-Куль, так же порадовали прогулки. Я думаю, что организация была очень хорошо продумана. Спасибо всем организаторам, Киргизской Ассоциации Образования Взрослых в лице Надежды и Калиман. Организация была на высоком уровне. Я уезжаю с мыслью, что нужны такие Академии Образования Взрослых, потому что здесь можно хорошо пополнить знания и уже эти знания передать молодому поколению.

Алишер Сабиров, зам. директора Музея памяти жертв репрессий и коллега Апризы из Ташкента, считает, что знания, полученные на Академии применимы к его профессиональной деятельности. В своем интервью он руководствовался известным принципом «краткость – сестра таланта».

- Очень много информации, которую нужно будет еще обрабатывать применительно к своей дальнейшей работе. Много новых знакомств, очень интересные люди и самое главное – очень большие возможности для совместных проектов в международном плане.

Талантливым и кратким, под стать Алишеру, проявил себя в интервью и один из самых спокойных академиков – директор Общественного фонда «Баткенский центр развития и обучения взрослых» Берды Садиков (см. фото), Киргизстан. Он всегда был очень конкретен, и в каждом его слове чувствовалась спокойная уверенность человека с опытом.




- Академия полезна тем, что то, что мы знали до этого в общих чертах и как бы шли «на ощупь», теперь разложено по полочкам.

- А вообще сам предмет устной истории – как он заинтересовал при всей его новизне?

- Ну, это, в общем-то, не новизна, я просто по-другому стал смотреть на многое, усвоил методику

- Какие яркие впечатления принесла Академия кроме обучения?

- Озеро, новые лица интересные, очень интересна как тренер Лейла Нейзи, очень заинтересовал ее подход.

Высокую оценку тренерских талантов Лейлы Нейзи дала и Ирина Шакирова из Ташкента, сама профессиональный тренер-консультант. Ее жизнерадостный темперамент мог растормошить любое самое серьезное обсуждение, а уж тем более вечер отдыха.




- Моей задачей было все-таки понять – что такое устная история и как моя идея в этом плане может быть оформлена. У меня не было никаких теоретических взглядов на это, я, конечно, смотрела на все это с точки зрения своего собственного опыта – журналистики, возможно также истории. Именно с этой точки зрения мне это было очень интересно. Я в восторге от тренеров, в том смысле, что это совершенно другой контекст. Например, Лейла Нейзи. Это – представитель науки, с широчайшим кругозором в своей области. И нам она старалась отдать все, что накоплено. И еще хотелось бы сказать об общей атмосфере, в которой так много интеллигентных людей, приятных, новых, совершенно разных – она тоже способствовала хорошему настроению, работе, процессу.

Дружескую атмосферу Академии оценила и специалист краеведческого музея г. Коканд (Узбекистан) Коммуна Хамидова. Она была одним из самых внимательных слушателей, в своих мнениях всегда высказывала точные и интересные наблюдения.

- Благодаря этой Летней Академии я приобрела очень много друзей и еще восполнила свой багаж знаний, усвоила методы устной истории хочу по возвращении применить эти методы на практике. И, кроме того, я хочу обучить этим методам своих сотрудников – специалистов, с которыми работаю в музее города Коканда. Кроме того, я впервые на Иссык-Куле и мне очень понравился отдых организованный здесь, замечательная возможность общения. На всю жизнь запомнится мне и наш поход в ущелье, киргизское гостеприимство, национальные блюда, очень интересная культура этого народа. Все это, я думаю, мне запомнится на всю жизнь.

С ней солидарна директор Ферганского областного информационно-библиотечного центра Дилором Шукурова (Узбекистан). Видя такого интеллигентного директора, воочию представляешь себе весь тот уют и приветливость, которые царят в ее библиотечных залах.

- Я принимаю участие в подобной Летней Академии уже во второй раз, и каждый раз пополняю свой багаж знаний. В этот раз я приехала с целью разработки своего проекта по устной истории, и я ее достигла полностью. Очень много было полезного, все то, что преподавали Ольга Агапова, Ваня Иванова, Лейла Нейзи, и мне почти полностью удалось завершить свой проект в течение Летней Академии. Еще мне очень понравилось, что я приобрела здесь очень много новых друзей, у которых многому научилась, так как у каждого практически был свой опыт по работе в устной истории. И, конечно, мне очень нравится Иссык-куль, потому что здесь можно совместить полезное с приятным.

Если в течение Академии проводился бы конкурс на самого любознательного, то все шансы на победу в нем имел директор Общественного фонда «Данида» Жолдубай Султанбеков, город Ош, Киргизстан (на фото в центре). Он никогда не оставлял вопрос открытым и старался получить разъяснение по всему, что еще не ясно. И результат не заставил себя ждать.




- Это участие в Летней Академии мне очень понравилось. У нас в городе используют лозунг «Без истории нет будущего», что как раз отражает нашу тему. Я очень многому удивлялся, спрашивал по вопросам истории самосознания, в частности по применению метода устной истории и теперь убедился, что работа со старыми людьми, очевидцами событий – тоже один из методов Образования Взрослых. А это как раз та сфера, в которой я работаю. На Летней Академии я много познал – и как в плане методики, и как через исторические события работать с пожилыми людьми. Как повлиять на людей, личности и в целом на общество. Мы в правильном направлении работали, и в целом Летняя Академия мне очень помогла и как бы сказать «глаза открыла» именно по устной истории.

Как опыт межкультурного диалога оценила время Академии Жанылкан Намазбекова, г. Талас Киргизстан (на фото слева). Она по профессии и признанию – педагог, работает в Таласском центре образования и развития населения. И ее таланты педагога и хорошего психолога всегда помогали находить общий язык с любым из академиков.




- Основное впечатление – это людские ресурсы, люди. Такие непохожие друг на друга, такие содержательные – и внешне и внутренне. Такое сочетание красоты и ума вначале шокировало, потом сменилось удивлением и радостью. Так что великолепие этой Летней Академии – это люди. И еще, конечно, знания, человеческое общение и проекты на будущее. Общение с такими людьми, как Миша Рожанский, Ирина Шакирова и другими, общение в такой спокойной обстановке с такими интересными и разными людьми, с такой, как сказал Ара, «мозаикой» людей. Несмотря на трудности, на экономический кризис, на катаклизмы природы, все равно что-то есть в том, что человеческие души богаче, чем эти проблемы. И оказывается, что мы - оптимисты. И об этой встрече я буду рассказывать детям, чтобы они через какое-то время оставались носителями не только нашей культуры, но и межкультурного диалога. И чтоб они внесли свою лепту в развитие большей солидарности между культурами.

Свою ноту в летний межкультурный диалог талантливо внесла и Зарина Халикова, Таджикистан, г. Душанбе. Несмотря на молодость во всех ее манерах чувствовался огромный опыт общения с людьми, организации различных мероприятий. Спокойствие Зарины удивительным образом сочеталось в ней со способностью рассмеяться любой шутке или ситуации, стать душой компании (на фото: слева – Дилором Шукурова, в центре – Ирина Шакирова, справа – Зарина Халикова).




- Я думаю, самым важным в этой Летней Академии было то, что у нас всех было свое понятие об устной истории, а здесь три разных человека, которые этим занимаются уже много лет, дали новый уровень понимания предмета. Я думаю, что наша группа что-то обязательно сделает, потому что очень «разношерстная» компания собралась – историки, журналисты и сотрудники международных организаций, которые могут продвигать эти вещи. Я думаю, что в нашем регионе пойдет эта методика – «устная история» надеюсь, что она пойдет только на пользу. Еще очень понравилась хорошая организация Летней Академии, и люди очень хорошие здесь такие собрались, такие организованные, куда сказали – туда идут, во сколько сказали сделать – выполняют. Это удивительно, потому обычно в таких летних лагерях, академиях, люди думают, что они как бы в отпуск едут, а тут все так довольно серьезно. И на моей памяти это одно из самых серьезных мероприятий было сначала и до конца, до последнего дня так официально. Никогда так не было. Даже стиль одежды и в первый и в последний день – был достаточно официальным. Вот мое впечатление.

Среди слушателей были разные академики. Но некоторые – академичней других. Особенно уже упоминавшийся Ара Гулян, а еще россиянин Михаил Рожанский. По «устной истории» он сам – мэтр, не первый год, как говорится, Директор Иркутского Центра независимых исследовани. Но свято соблюдал обычай идти на обучение, как в первый раз – с желанием воспринимать всё. Его интервью и завершит этот яркий букет мнений о большом и замечательном событии, которое случилось летом 2009 года на берегу Иссык-Куля – IV-ой Летней Академии Образования Взрослых.

- Самое сильное и самое яркое впечатление от Академии, конечно, - это естественная совершенно атмосфера, которая без всякой натяжки и усилий возникла между людьми из разных стран. И очень быстро и очень естественно, не политизировано, не идеологизировано. Вот это, пожалуй. Что еще? Впечатлений действительно много. И о самом Иссык-Куле, о Киргизии. Но в основном, это все-таки, человеческий критерий. Потому что, что касается содержания, ну, - это моя профессия и мое обучение состояло в том, что много разного опыта, сопоставляется, сравнивается. Потому что я впервые общался с коллегой из Турции, и мне даже кажется, что все, что касается Лейлы – это абсолютно в том же направлении. И вот этот этап, который у нее сейчас – это и определенный этап моей жизни в другое время, в другом сообществе. И мне было очень интересно сопоставлять. Мне даже кажется, что и впервые – коллега из Болгарии, между прочим. И тоже очень сильно совпадающий опыт. С одной стороны, это исследователь, а для меня – исследования как бы одна из важных деятельностей жизни, и в тоже время работа в образовании, причем в образовании школьников, что для меня тоже очень важно. Так что нам мешал только мой английский язык. Это очень сильное совпадение, хотя она работает в основном в европейском контексте, но столько совпадений в целях работы, в представлении какой она должна быть, в каких формах, ради чего и т.д. очень сильное впечатление. И я впервые, наверное, общался с коллегами из Армении, Азербайджана, из Грузии. Ну, в советское время немного сталкивался, а в последние десятилетия… очень эпизодически, только с Азербайджана у меня знакомый один коллега. И вот тоже их неполитизированность, неидеологизированность, человеческий смысл работы – тоже абсолютное совпадение.




IV-ая Летняя Академия, как и все хорошее, в итоге подошла к концу. А устная история между ее участниками, похоже, только начинается. Посыпались первые письма по электронной почте, люди почувствовали, что хочется продолжения того человеческого общения, начало которому положила Летняя Академия при поддержке dvv international.

Луиза Махмудова,
Журналист

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели