История и самосознание не связаны также автоматически, как мы соединяем эти понятия в привычную формулу. История – это не только память о прошлом, но и превращение прошлого в архив, а в архив заглядывают не все. Историки часто говорят, что они занимаются прошлым для того, чтобы лучше понимать настоящее, но почему-то не занимаются настоящим, пока оно не станет далеким прошлым. Особенности нашего проекта в том, что для его участников предметом изучения и темами будущих статей является история незавершенная, не переданная в архив. Задача, которую решает каждый участник – представить в коллективном альманахе, как меняется на рубеже 20 и 21 веков повседневная жизнь в том месте, в котором он живет или которое хорошо знает, понять, меняются ли (и как) отношения людей, обнаружить правила, по которым действуют люди и которые обычно не осознаются поскольку привычны как воздух. В основе работы метод «устной истории» и другие «понимающие» методы социальных наук, предполагающие диалог между людьми.
Сложности такой работы очевидны: у участников очень разный научный и авторский опыт, разный возраст, разное профессиональное образование, разные культурные традиции и даже думают участники нашего проекта на разных языках. Но эти сложности становятся достоинствами, если пытаться представить историю современного Узбекистана в её человеческом измерении как можно полнее. И дело не только в многообразии тем и широте географии, хотя и в этом тоже. Главное – стереоскопичность зрения, которая возникает благодаря разнообразию опытов, культурных миров, разнице в образовании, в специальностях авторов будущего альманаха.
Проект стартовал в марте 2009 года, когда представительство dvv international организовало в Ташкенте четырехдневный семинар, который был одновременно не только образова-тельным (биографический метод, «устная история», метод истории семей, исследовательское интервью), не только проектным (обсуждение возможных тем каждого из участников), но и командообразующим. Подготовка альманаха стала задачей не только проекта dvv international, но и общей задачей тех, кто участвовал в семинаре. Программа второго семинара, приуроченного к проектной неделе «История и самосознание» (май 2009 г.), делала акцент на исследовании социального пространства, наблюдении и описании городской и сельской повседневности. Участники семинара обсуждали в форме коллективной лаборатории планы, методы и первые результаты своих индивидуальных исследований. На майском семинаре уже стали обозначаться контуры будущего коллективного труда. Поскольку каждый из участников в поисках темы шел от собственного опыта и личного интереса, то, естественно, возникли и пробелы в тематике и фрагментарность общей картины. Эти проблемы также обсуждались, возникли предложения, инициативы, позволяющие продвинуться от «портфеля» с отдельными статьями к альманаху как к разнообразной, но целостной книге, представляющей не только родные города и селения авторов, разнообразие миров Узбекистана, но и страну как единый мир. На семинаре в конце августа работа основывалась уже на черновых вариантах будущих статей. Это позволило взглянуть на работу глазами будущих читателей – увидеть, что недостаточно убедительно и нуждается в дополнительном исследовании, в обосновании, помочь друг другу в поисках индивидуального стиля, композиции и особенностей жанра будущей статьи.
Сложности такой работы очевидны: у участников очень разный научный и авторский опыт, разный возраст, разное профессиональное образование, разные культурные традиции и даже думают участники нашего проекта на разных языках. Но эти сложности становятся достоинствами, если пытаться представить историю современного Узбекистана в её человеческом измерении как можно полнее. И дело не только в многообразии тем и широте географии, хотя и в этом тоже. Главное – стереоскопичность зрения, которая возникает благодаря разнообразию опытов, культурных миров, разнице в образовании, в специальностях авторов будущего альманаха.
Проект стартовал в марте 2009 года, когда представительство dvv international организовало в Ташкенте четырехдневный семинар, который был одновременно не только образова-тельным (биографический метод, «устная история», метод истории семей, исследовательское интервью), не только проектным (обсуждение возможных тем каждого из участников), но и командообразующим. Подготовка альманаха стала задачей не только проекта dvv international, но и общей задачей тех, кто участвовал в семинаре. Программа второго семинара, приуроченного к проектной неделе «История и самосознание» (май 2009 г.), делала акцент на исследовании социального пространства, наблюдении и описании городской и сельской повседневности. Участники семинара обсуждали в форме коллективной лаборатории планы, методы и первые результаты своих индивидуальных исследований. На майском семинаре уже стали обозначаться контуры будущего коллективного труда. Поскольку каждый из участников в поисках темы шел от собственного опыта и личного интереса, то, естественно, возникли и пробелы в тематике и фрагментарность общей картины. Эти проблемы также обсуждались, возникли предложения, инициативы, позволяющие продвинуться от «портфеля» с отдельными статьями к альманаху как к разнообразной, но целостной книге, представляющей не только родные города и селения авторов, разнообразие миров Узбекистана, но и страну как единый мир. На семинаре в конце августа работа основывалась уже на черновых вариантах будущих статей. Это позволило взглянуть на работу глазами будущих читателей – увидеть, что недостаточно убедительно и нуждается в дополнительном исследовании, в обосновании, помочь друг другу в поисках индивидуального стиля, композиции и особенностей жанра будущей статьи.
Проект выходит на завершающую стадию - для будущего альманаха готовится почти сорок статей. Не буду останавли-ваться на этом – всё обычно: редакторы будут работать с авторами уже индивидуально, будет определяться структура, визуальный облик, начнется издательский процесс. Хотел бы обратить внимание на другое: работа над альманахом – не только решение исследовательской задачи и процесс подготовки книги. Проект, ориентированный на «понимающие» методы исследования, и предполагающий поиск каждым из участников своего индивидуального стиля, определение личной темы, стал формой образования взрослых. Эффективность этой формы возникает из нескольких слагаемых. Главное - разнообразие опытов, поколений, образования, характеров, представлений участников, которое во время семинаров, посвященных методам, основанным на диалоге, становится образовательной средой, помогает каждому взглянуть на собственный опыт «со стороны» и развивать его. Второе – плотная связь содержания семинара с решением задачи, которая для участника является новой, но актуальной и интересной. Третье - у каждого не только есть задача внести свой вклад в коллективный результат, но и возможность повлиять на общий замысел.
Михаил Рожанский,
директор Центра
независимых социальных
исследований и образования,
кандидат философских наук
(на фото слева)
директор Центра
независимых социальных
исследований и образования,
кандидат философских наук
(на фото слева)
Комментариев нет:
Отправить комментарий